Послезавтра работники лесного хозяйства отмечают свой профессиональный праздник. Однако разговор, состоявшийся в преддверии этого дня с начальником Отдела Минприроды Ульяновской области в Сенгилеевском лесничестве И. Н. Давыдовым и специалистом Н. В. Кузнецовой, получился далеко не праздничный. Причина тому – пожары и засуха, приведшие к утере, пусть незначительной по сравнению с другими районами области, лесных угодий.
Минувшее лето показало всем нам, каким оно может быть жарким и пожароопасным. В той или иной степени от безжалостно уничтожающей все на своем пути огненной стихии пострадали практически все регионы России. Некоторые горят до сих пор. Горели дома и торфяники, гибли люди и животные… Слава богу, нас эта трагическая участь миновала. Тем не менее, почти на 40 гектарах лес погиб полностью. Всего же в районе было зафиксировано 20 пожаров.
- Крупных лесных пожаров было три, - говорит И. Н. Давыдов. – С остальными мы оперативно справлялись на стадии возгорания. Оперативно, профессионально сработали все службы: наш Отдел совместно с ОГУП «Сенгилеевский лесхоз», руководства муниципальных образований, МЧС, а также население, которое бдительно реагировало на нештатную ситуацию, - это была одна сплоченная команда против общей беды. В борьбе с огнем мы оказали помощь нашим соседям, Тереньгульскому району. Ведь огненная стихия – эта беда, с которой можно справиться только всем миром. Но ощутимый ущерб «зеленому» фонду района причинила засуха, не надо забывать и об этом, - уточняет он. По словам моих собеседников, в настоящее время, после проведения инвентаризации лесных культур, пострадавших от пожаров и засухи, начались интенсивные лесовосстановительные работы, а для предотвращения распространения вредителей, болезней - санитарно-оздоровительные мероприятия в насаждениях, затронутых пожарами.
- В настоящее время мы заготавливаем желуди, посадку которых хотим провести, примерно в конце октября, по новой технологии, - напрямую, в подготовленную почву, то есть без выращивания саженцев в питомнике, - поясняет мне Иван Николаевич и продолжает: - Кардинально хотим изменить и породный состав леса. Если раньше предпочтение отдавалось хвойным породам, то теперь лес преимущественно будет смешанных пород.
- Сколько лет должно пройти, чтобы вновь посаженный лес стал «взрослым»? – интересуюсь я.
- Мы будет сажать его для наших внуков и даже правнуков. Осину, например, можно назвать «взрослой» лет через 40, остальные породы достигнут возраста «зрелости» через 40, 50 и даже 80 и 100 лет, - говорит Н. В. Кузнецова.
- В эти дни все чаще с высоких трибун подвергается критике Лесной Кодекс РФ, который вступил в силу четыре года назад. По мнению специалистов, в нем много огрехов, которые стали очевидны, по известной причине, именно сейчас. Хотелось бы узнать ваше мнение.
- Согласен, не все в нем так гладко, - несколько задумавшись, говорит И. Н. Давыдов. – Мое мнение: либо восстанавливать лесников в системе госуправления, либо ужесточить контроль за арендаторами лесных земель, за которыми сегодня, согласно Лесному Кодексу, закреплена охрана лесов, в том числе и от пожаров. В основном арендаторы – это частники, и, надо признать, не всегда добросовестно выполняющие свои обязанности. А наша задача сегодня все так же проводить противопожарные мероприятия, чтобы в критической ситуации быть всегда во всеоружии. - Что ж, будем надеяться, что «работа над ошибками» будет проведена на всех уровнях и уроки минувшего пожароопасного лета не позволят повторения прежних просчетов.
- Мы тоже на это надеемся. В преддверии профессионального праздника работников леса от души желаем всем своим коллегам оптимизма, веры в свои силы, ведь от нашего профессионализма, трудолюбия и неравнодушного отношения к делу зависит состояние национального богатства – леса. Всем, кто посвятил себя служению лесу и его сохранению, - счастья и здоровья!