Роль пассажироперевозок автомобильным транспортом трудно переоценить. Более того, на сегодняшний день в нашем районе это, пожалуй, единственный, доступный практически для всех слоев населения, способ передвижения как внутри района, так и за его пределы.
Вот уже более полувека на этом рынке оказывает транспортные услуги ОАО «Сенгилеевское АТП». 19 января 2010 года на предприятие пришел новый директор - Фатуллаев Шамсудин Играмудинович. Причем, прямо скажем, не в самое лучшее время, если не сказать больше… Вокруг назначения директором Сенгилеевского АТП человека не местного (Фатуллаев из Ульяновска) и выигранного тендера на маршрут Сенгилей-Ульяновск до сих пор не утихают разговоры «за» и «против». Скорее всего, они вызваны недостатком достоверной информации, которую в сегодняшнем интервью с директором предприятия мы постараемся восполнить.
«ЧЕМ СЛОЖНЕЕ ЗАДАЧА, ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЕ РАБОТАТЬ»
- Шамсудин Играмудинович, не страшно было «брать» в свои руки предприятие, которое, как мне известно, в тот период находилось практически на грани банкротства? - спрашиваю я своего собеседника.
- Нет, не страшно. Интересно. Для меня – чем сложнее задача, тем интереснее работать. Не скрою, положение на предприятии действительно было «аховое». Но я был готов к этому. За месяц до назначения в региональном министерстве транспорта были проведены так называемые слушания, на которых я озвучил свои планы выхода предприятия из кризиса. То есть истинное положение вещей на Сенгилеевском АТП мне было известно. И дело мы начали даже не с нуля, а с минуса, - предприятие прошлый год завершило с большими убытками.
- Каковы были ваши первые шаги? Что посчитали приоритетным?
- Исключить текущие задолженности по таким важным статьям, как заработная плата и ГСМ. Частично начали гасить долги по налогам.
- За счет чего?
- За счет перепланирования, благодаря чему к весне наши собственные доходы выросли на 80%, что позволило снизить задолженности. Стало очевидным, что методы, выбранные нами для развития АТП, дают свои результаты. Мы на практике доказали, что можем работать по-новому. Именно этот фактор стал самым весомым аргументом для участия предприятия в конкурсе на маршрут Сенгилей – Ульяновск, который мы выиграли, и с 19 мая приступили к работе в новых условиях.
«ЦЕЛЬ – СОХРАНИТЬ АТП»
- Кстати, об этом тендере. Среди населения упорно ходят слухи о том, что предприятием завладели «варяги» и что теперь оно не имеет никакого отношения к Сенгилеевскому району…
- Все с точностью до наоборот. Именно благодаря тому, что АТП выиграло конкурс, оно доказало свою жизнеспособность. Действительно, угроза, что придут перевозчики из Ульяновска и возьмут основной маршрут предприятия Сенгилей-Ульяновск в свои руки, была. Моя же цель – сохранить АТП, как историческую принадлежность Сенгилеевскому району. Я уверен, что интересы предприятия совпадают с интересами руководства Сенгилеевского района. Хотелось бы, чтобы отношения районного руководства и коллектива АТП строились на конструктивной основе. Ведь значение общественного транспорта для населения - велико. Пожалуй, это один из критериев качества жизни граждан и оценки местных властей.
Проведение тендеров, или конкурсов, - это не местная задумка, это общая политика государства. Для чего? Для того чтобы укрепить и укрупнить перевозчика. Такие предприятия, как наше, должны быть более сильными. Мелкие перевозчики, в силу дороговизны того же подвижного состава, новых технических требований, в современных условиях уже не смогут обеспечить качественные и безопасные пассажироперевозки.
Конечно, выиграв в конкурсе, мы за собой закрепили не только основной маршрут, но и получили возможность четко планировать свою деятельность на несколько лет вперед.
- Означает ли все вышесказанное, что частник «ушел» с рынка пассажироперевозок Сенгилеевского района?
- Немного по-другому: да, с одной стороны, как такового легального частного извоза на маршрутах Сенгилей-Ульяновск, внутри района и города теперь нет. НО! Каждому частнику мы предложили сотрудничество на договорной основе «под эгидой» АТП. На сегодня, с тремя из них достигнута договоренность. Это профессионалы. Я без всякого сомнения подписываю с ними соглашения. Я сам перевозчик, знаю все их проблемы, поэтому для тех, кто хочет работать, работа будет.
«НАСЕЛЕНИЕ НЕ ПОСТРАДАЛО»
- Шамсудин Играмудинович, а население не пострадало от того, что частник ушел? Хватает ли рейсов до Ульяновска?
- Население в накладе не осталось, и рейсов до Ульяновска достаточно. Судите сами: если раньше мы делали 4 рейса в Ульяновск, теперь – 12! То есть, каждый час, с 6 часов утра до 17, из Сенгилея в Ульяновск отправляется автобус. Внутри района и по городу никаких изменений не было, как ездили наши автобусы, так и ездят. Более того, в настоящее время мы решили напрямую работать с населением с тем, чтобы, как говорится, из первых уст – от потребителя, собрать отзывы и пожелания по транспортному обслуживанию. Расписание автобусов, возможно, будет пересмотрено. Мы готовы к тому, чтобы открыть новые маршруты. Например, до Тереньги, на паритетных условиях с тереньгульским перевозчиком.
- Как обстоят дела с обслуживанием льготной категории граждан? Вам в полной мере компенсируются расходы за их провоз? Помнится, такие проблемы существовали…
- В полной или не в полной мере - это для АТП не важно. Мы обязаны обслуживать льготную категорию граждан и будем это делать. Теперь, по условиям тендера, льготники могут ездить до Ульяновска на всех рейсах.
«НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ – ВЕЯНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ»
- Ваши ближайшие планы?
- Согласно требованиям Минтранспорта с 1 июля все наши автобусы будут оснащены спутниковыми навигационными системами и войдут в единую систему диспетчерской службы. Это позволит контролировать движение каждого транспортного средства. Причем каждый имеющий у себя дома выход в Интернет также может видеть, где автобус, нет ли каких проблем. Эта мера дорогостоящая, но она позволит значительно улучшить качество транспортных услуг. Конечно, в связи с этим, нам необходимо будет провести компьютеризацию предприятия и автостанции.
Не надо забывать, что пассажирские перевозки – это специфический вид бизнеса, он характерен повышенной опасностью, ответственность за любую неприятность, произошедшую на маршруте, ложится на руководителя предприятия. То есть мы опять возвращаемся к тому, почему должен быть единый перевозчик. Новые требования – это веяние нового времени.
- Будет ли обновляться автобусный парк? Насколько он изношен на сегодня?
- В перспективе мы планируем обновление автопарка. И не за счет ПАЗИков – это день вчерашний, а современно оснащенных автобусов. Изношенность автобусного парка на сегодняшний день составляет 50%.
- В далекие советские времена сенгилеевские автотранспортники оказывали такую услугу, как грузоперевозки. Что теперь?
- Если грузоперевозками кто и будет заниматься, то не мы. В новых условиях мы четко будем заниматься только пассажироперевозками. Считаю, что это правильно. Любым делом надо заниматься серьезно. Современная экономика не прощает дилетантства.
«В АТП ТРУДЯТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ»
- Как вы оцениваете уровень профессионализма вашего коллектива? Сумеют ли они воплотить в жизнь «планов громадьё»? Согласитесь, внедрение новых технологий требует специальной подготовки.
- Я в коллективе АТП уверен, здесь трудятся по-настоящему большие профессионалы своего дела. И что мне больше всего импонирует, это то, что несмотря ни на какие трудности, сохранился костяк, преданный предприятию, а значит нашему делу.
- Как оплачивается их труд?
- Пока очень скромно. Но, благодаря тому, что начиная с 19 мая мы своими силами значительно стали пополнять собственную «казну», с 16 июня планируем увеличение тарифной ставки. Не успокоюсь, пока наши водители не будут получать достойную заработную плату. Это направление я считаю приоритетным.
- Шамсудин Играмудинович, спасибо вам за интервью. Желаю вам и всему вашему коллективу не сворачивать с найденного пути развития и постепенно, шаг за шагом, набирать производственные обороты.
- Спасибо на добром слове. Период выживания прошел, наступил период развития. Наступило время новых дел. Здесь уж другого не дано: или мы откликаемся на это время, или… сами понимаете. Я верю, мы на правильном пути. Мы сделаем все, чтобы завоевать доверие пассажиров, это для нас главное.
Интервью провела Н. НЕСТЕРОВА. Фото автора. |