В
условиях экономического развития общества, когда на рынке действует достаточно
большое число предприятий и организаций, предприятий малого бизнеса, когда
потребительский рынок насыщен разнообразными товарами и услугами, одним из
важных вопросов является вопрос качества этих
товаров
и услуг.
К сожалению, несмотря
на то, что в нашей стране принят и действует Закон РФ «О защите прав
потребителей», нарушения, связанные с реализацией товаров и предоставлением
услуг, бывают нередко. Причины этого,
прежде всего, кроются в так называемом человеческом факторе. До сих пор далеко
не всякий покупатель хотя бы просто пересчитывает полученную сдачу, не говоря
уже о том, чтобы проверить происхождение и срок годности товара, внимательно ознакомиться
с инструкцией по применению, гарантийными обязательствами и условиями их
исполнения. Нередки и случаи, когда упомянутые выше сопутствующие товару
документы прямо противоречат действующему законодательству. И главная, наверно,
причина кроется в том, что положения указанного закона недостаточно знают как
потребители товаров и услуг, так и продавцы.
В связи с этим, для обеспечения соблюдения прав потребителей
в рамках закона, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения,
распоряжением Главы администрации МО «Сенгилеевский район» создана и действует
районная комиссия по защите прав потребителей.
Газета уже сообщала,
что недавно в Общественной приемной Губернатора Ульяновской области состоялось
очередное заседание межведомственной комиссии по защите прав потребителей, на
которой рассматривался вопрос о мерах, принимаемых по обращениям граждан
государственными органами исполнительной власти, муниципальными органами и
общественными организациями. Поскольку тема эта значимая как для представителей
малого бизнеса, так и для населения, на данное заседание были приглашены члены
Совета предпринимателей района, руководство поселений и Секретарь Общественной
палаты МО «Сенгилеевский район». Специально приехавшая в этот день в Сенгилей
представительница Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области
Г.И.Соломко, сделав небольшой экскурс в законодательство, рассказала о том,
какая работа по защите потребительских прав
проводится этой службой в нашем регионе. Она обозначила задачи в плане
активизации работы в этом направлении, отметив, что сюда требуется отнести не
только проведение контрольно-надзорных мероприятий, но и досудебную и судебную
защиту прав потребителей. А самое главное – повысить информированность
населения, люди должны знать о своих правах, знать, куда и каким образом они
могут обратиться в случае продажи им некачественного товара или некачественно
выполняемых услуг, в том числе в сфере
ЖКХ.
Г.И.Соломко привела
примеры успешной судебной помощи потребителям, оказанной региональным
Управлением Роспотребнадзора. В числе этих примеров был иск от неопределенного
круга лиц, обманутых компанией, которая занималась продажей пожилым людям
приборов медицинского назначения по
домам. Ретивые продавцы убеждали граждан, что этот товар им необходим и
реализуется с большими скидками, а потом оказывалось, что применение этих
приборов зачастую противопоказано человеку по состоянию здоровья да и цена явно
не соответствует качеству товара, т.е.
не только не «льготная для пенсионеров», а завышенная. Случаи работы таких
деятелей отмечались, кстати, и в нашем районе. В связи с этим заместитель Главы
администрации района О.В. Горин обозначил такую позицию: продажа медицинских
приборов должна производиться только в стационарной торговой сети, чтобы потребитель
спокойно мог разобраться, что же ему предлагают; если прибыла в населенный
пункт машина с подобными
«коробейниками», надо проверить, имеют ли они право оказывать данные
услуги, а для этого позвонить в администрацию или правоохранительные органы.
Главный
специалист-эксперт нашего территориального отдела Управления Роспотребнадзора
по Ульяновской области А.М.Шеин рассказал, что его работа строится в
соответствии с утвержденным годовым планом. За 9 месяцев т.г. было
запланировано проверить в районе 44 объекта, этот план выполнен. Кроме плана
бывает и внеплановая работа. За указанный выше промежуток времени таким образом
проверено 12 объектов, в том числе 8 - в сфере торговли, 3 – в сфере ЖКХ и 1 –
по гигиене детей и подростков. На основании всех проведенных проверок был
составлен 41 протокол, наложены штрафные санкции на общую сумму 55 тыс. 700 рублей.
А.М.Шеин особо подчеркнул, что в настоящее время территориальный орган Роспотребнадзора при выявлении нарушений не ограничивается
выдачей предписаний, а в обязательном порядке производит контроль за их
выполнением.
О результатах работы по
обращениям граждан в нашем муниципальном образовании на заседании рассказала
начальник отдела по обращениям граждан и связям с общественностью администрации
района О.В.Садовничая.
А непосредственно о
работе районной комиссии по защите прав потребителей доложила Е.В.Кулькина –
консультант по торговле и защите прав потребителей. Она, в частности, сказала,
что за 9 месяцев этого года в комиссию обратились 22 человека, и все заявления касались качества
товаров промышленной группы. 11
заявлений было по поводу некачественной сложнобытовой техники, 1 – по
серебряным ювелирным изделиям, 2 – по сотовым телефонам, столько же - по
некачественным водяным насосам и счетчикам, и
по пластиковым окнам. Также
поступили обращения с жалобами, касающимися предоставления жилищно-коммунальных
услуг (1) и по некачественным газовым баллонам (1).
Е.В.Кулькина отметила,
что, как правило, вопрос решается положительно в пользу покупателя уже на
заседании комиссии, куда приглашаются как сам гражданин, обратившийся с
заявлением, так и ответчик-представитель продавца или организации
(предприятия), предоставившей некачественную услугу. Если же вопрос не решается
сразу, то потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в судебные органы.
В таком случае в районной комиссии ему помогают оформить претензию. Подобных
случаев, когда, к сожалению, не удалось положительно решить вопрос в досудебном
порядке, в этом году было два (1 – по
продаже некачественной стиральной машины и 1 – по продаже и установке пластиковых
окон).
Выступающая особо
остановилась на осуществлении прямой
связи с населением путем организации работы телефонных «горячих линий» и
информировании граждан посредством
местных средств массовой информации, в т.ч. газеты «Волжские зори». Такая
работа ведется, но полезно будет еще больше активизировать ее, чтобы повысить
потребительскую грамотность жителей нашего района. Необходимость решения этой
задачи горячо поддержал и Секретарь Общественной палаты МО «Сенгилеевский
район» А.А.Мещеряков.
Особое внимание на
заседании межведомственной комиссии было уделено ценам на товары
продовольственной группы. Общеизвестно, что в этом году, когда небывалая засуха
нанесла урон посевам, многие продукты подорожали. Но всегда ли объективно
оправдан уровень повышения цен? О проводимой работе по мониторингу цен
рассказали присутствующим на заседании и О.В.Горин, и Е.В.Кулькина. В
частности, О.В.Горин в своем выступлении отметил, что в связи с отмеченной выше
ситуацией, «Единой Россией»
осуществляется проект «Партийный контроль», цель которого не допустить
хаотического повышения стоимости социально значимых групп
товаров (отслеживаются цены по 24 наименованиям). Информация об этом
размещается на специально созданной страничке сайта партии «Единая Россия» и
ознакомиться с ней может любой желающий.
Интересным было
выступление члена районного Совета предпринимателей В.Г.Васильева. Он
проинформировал, что новым составом этого Совета, действующим с апреля т.г.,
тема, касающаяся защиты прав потребителей, поднималась неоднократно. Например,
15 сентября за «круглым столом» члены Совета предпринимателей обсудили вопрос о
правовой культуре предпринимательского сообщества и недостаточной грамотности
продавцов в организации торговли (подчас отсутствуют ценники, нарушаются сроки
реализации продуктов, не соответствующим образом производится выкладка товаров
и т.д.). Основная цель обсуждения – добиться того, чтобы предприниматели задумались
не только о своих доходах, но и о качестве реализуемых товаров и услуг.
Работа предпринимателя должна
соответствовать установленным нормам и Законодательству, и у потребителя не
должно быть повода для претензий. Результатом состоявшегося разговора стала
объявленная акция по снижению цен на ряд продуктов, в которую включились
предприниматели Сенгилея и других населенных пунктов района (об этом «ВЗ» писала ранее), данная
акция продлилась и после установленного ранее срока (с 1 октября по 1 ноября).
Это стало первым шагом предпринимателей навстречу покупателям.
- А в своем селе Елаур,
- продолжая выступление, сказал В.Г.Васильев, - я обратился к предпринимателям
с призывом отказаться от продажи спиртосодержащих «фанфуриков», вроде настоек
боярышника, перца и т.д. Нельзя же оставаться безразличными к тому, что часть
сельчан спивается!
О.В.Горин, одобрив этот
положительный пример, в свою очередь призвал предпринимателей активнее
включаться в социально значимые акции и не забывать рассказывать о таких
инициативах.
В.ОЗЕРОВА.